На состоявшемся заседании постоянной комиссии городской Думы по образованию и культуре под председательством Юлии Исаковой депутаты рассмотрели вопрос о мероприятиях Управления образования города по реализации федерального проекта «Билет в будущее».
С информацией по этому вопросу выступил начальник Управления образования Александр Вихтоденко.
Он напомнил, что общеобразовательные учреждения донской столицы принимают участие в федеральном проекте «Билет в будущее» с 2021 года. С 1 сентября 2023 года в стране введена единая модель профориентации для учеников 6 – 11 классов. Проект реализуется во всех 103 муниципальных общеобразовательных учреждениях города по следующим направлениям: внеурочная и урочная деятельность, курс занятий «Россия – мои горизонты», профориентационные онлайн-диагностики, мероприятия практико-ориентированного модуля, получение первой профессии.
На базе цифровой платформы проекта созданы личные кабинеты для 553 педагогов-навигаторов и более 53 тысяч учащихся 6 – 11 классов.
Во всех школах города еженедельно (по четвергам) проходят профориентационные классные часы, в рамках которых проведено по 50 тематических занятий курса «Россия – мои горизонты». Педагогами –навигаторами активно используются инструменты цифровой платформы, где школьники проходят онлайн-диагностику на определение склонностей и интересов, изучают информацию о различных профессиях, отраслях экономики, особенностях тех или иных промышленных производств. В 2024-2025 учебном году около 30 тысяч ростовских школьников прошли основную диагностику и около 43 тысяч – дополнительную.
В рамках реализации проекта школьники участвуют в профессиональных пробах, мастер-классах, мультимедийных выставках-практикумах, интерактивных экскурсиях, во время которых знакомятся с условиями труда, технологическим обеспечением рабочих мест, представителями различных профессий. Для обеспечения этого направления организовано сотрудничество с промышленными предприятиями и организациями Ростова-на-Дону, используется ресурс «Образовательный альянс южной столицы», который удалось интегрировать в федеральную платформу «Билет в будущее». Заключены соглашения о взаимодействии с Ростовским региональным отделением Союза машиностроителей России, Управлением Роскомнадзора по Ростовской области, областным отделением Южного главного управления Центробанка России.
В первом полугодии текущего учебного года состоялось 326 практико-ориентированных мероприятий. Кроме того, во время проведения всероссийской акции «Неделя без турникетов» проводятся экскурсии на предприятия. Ростовские школьники ежегодно посещают «Роствертол», Ростовский электровозоремонтный завод, «Желдорреммаш», Ростовский прессово-раскройный завод, «Градиент», «Бонум», ГПЗ-10, «Элис Фэшн Рус», «Бизон», высшие учебные заведения – Южный федеральный университет, ДГТУ, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РГЭУ (РИНХ). Осенью 2024 года состоялось более 150 таких экскурсий.
В ноябре минувшего года около полутора тысяч школьников посетили ростовские колледжи: строительный, металлообработки и автосервиса, технологий машиностроения, связи и информатики, промышленно-технический, банковский, а также строительно-художественный техникум и Центр опережающей профессиональной подготовки.
Более 11 тысяч учащихся 8 - 11 классов приняли участие в муниципальном (отборочном) этапе региональной олимпиады по профориентации «Я выбираю будущее», 80 из них участвовали в региональном этапе, в результате победителем и призёром стали двое учеников школы № 80.
В первом полугодии текущего учебного года первую профессию получили 110 учащихся 9 -10 классов.
Начальник Управления образования отметил, что горизонты возможностей ростовских школьников расширяет муниципальный проект «Профильные классы», который действует в городе с 2018 года. В 2024-2025 учебном году реализуется 11 направлений профильных классов: инженерные (в том числе космические и энергетические), психолого-педагогические, информационно-технологические, социально-экономические, естественно-научные, медицинские, юридические, архитектурно-художественные, лингвистические, медиа-, государственного и муниципального управления. В этом проекте участвуют 94 школы города, открыто 320 профильных классов, в которых обучаются 8420 старшеклассников. Каждый профильный класс работает по специально разработанному учебному плану. В зависимости от профиля ведётся углублённое изучение биологии, химии, математики, физики, информатики, истории, обществознания и др. предметов. В рамках внеурочной деятельности в учебный план встраиваются модули, нацеленные на изучение основ педагогики, психологии, инженерного дела, робототехники, основ медицинских знаний и др. профильных направлений.
По словам Александра Вихтоденко, Управление образования совместно с директорами школ планирует расширять спектр профильных классов. Для этого изучаются запросы потенциальных работодателей, пожелания родителей и, конечно, самих школьников.
Председатель профильной комиссии городской Думы Юлия Исакова, поблагодарив докладчика за предоставленную информацию, обратила внимание:
- У нас существует явный недобор на технические специальности, на что обратил внимание даже Президент России, указавший на необходимость повышения престижа инженерных профессий. Как вы реагируете на это при профориентации школьников?
- Если до недавнего времени лишь в 5 школах города были профильные классы этого направления, то сейчас они организованы в более чем 30-ти. В частности, в сотрудничестве с «Роствертолом» организованы авиастроительные классы, с «Россети Юг» - энергетические, открылись и классы с естественно-научным уклоном, - дополнил информацию Александр Вихтоденко.
Заместитель Председателя Ростовской-на-Дону городской Думы Сергей Сухариев заострил внимание на ином аспекте:
- У девяти школ города нет профильных классов. Очевидно, в определённой мере это связано с тем, что в ряде районов города расположены крупные промышленные предприятия, а в других нет. Вы будете стремиться к полному охвату?
- Конечно, хотя для нас это не самоцель. Важно, чтобы в самом учебном заведении появился запрос на создание определённого профиля при взаимодействии педагогического коллектива, родительской общественности и школьников. Допустим, 50-й лицей не имеет расположенных неподалеку с ним промышленных производств, однако ребята ездили в Казань на авиазавод, который производит самолёты семейства «Туполев», а также в Иннополис, - обстоятельно ответил начальник Управления образования.
- Это интересная практика, но для нас, прежде всего, важно готовить молодые кадры для производств, которые есть в нашем городе и регионе, - отметила депутат Лариса Зубарева.
Депутаты приняли предоставленную информацию к сведению.
Пресс-служба Ростовской-на-Дону городской Думы,
т. 240-47-50
Источник: